ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Благородного собрания

3.48
Практически неизменным остался только Колонный зал – без сомнения одно из лучших творений Казакова
  • Дом Благородного собрания
+ -

В первой половине XVIII века в Охотном Ряду, неподалеку от несохранившейся до наших дней церкви св. Параскевы Пятницы, располагалась обширная усадьба, принадлежавшая князю В. М. Долгорукому-Крымскому. Здесь стоял двухэтажный каменный дом с центральным проездом и целый ряд служебных построек. Свою военную службу князь Василий Михайлович начал в тринадцатилетнем возрасте солдатом под начальством фельдмаршала Миниха. Как военачальник участвовал в Семилетней войне и в Русско-турецкой войне (1768—1774), дослужился до чина генерал-аншефа. В 1780 году был назначен московским главнокомандующим. За непродолжительный срок успел немало сделать для города. В 1782 году его не стало. А спустя два года, усадьбу В. М. Долгорукого-Крымского приобрело организованное незадолго до этого Московское Дворянское (или Благородное) собрание.

Старый дом был перестроен по проекту известного архитектора М. Ф. Казакова. Новое огромное здание включило в себя всю застройку долгоруковской усадьбы. На месте бывшего двора был устроен большой парадный зал, предназначенный для проведения балов и приемов, впоследствии ставший известным как Колонный зал. Здание при этом было переориентировано своим парадным фасадом с центральным шестиколонным ионическим портиком и двумя тосканскими пилястровыми портиками по бокам в сторону Большой Дмитровки. Торцевой фасад, выходящий на Охотный Ряд, украсили две пары тосканских колонн, фланкировавшие подъезд с арочным входом. Центром здания стал огромный бальный зал, окруженный гостиными и кабинетами. Благодаря величественным и торжественным коринфским колоннам, расположенным вдоль стен, Колонный зал и получил свое название. Вместе с тем в разговорной речи так часто называют и само здание Дворянского собрания.

Первоначально на праздники в Благородное собрание допускались только дворяне. Членом московского собрания был и император Александр I. Позже, с принятием нового Устава 1849 года, доступ сюда по приглашению участников получили почетные граждане, купцы 1 гильдии и художники.

В пожар 1812 года здание очень серьезно пострадало. Через два года оно было полностью восстановлено учеником М. Ф. Казакова архитектором А. Н. Бакаревым.

В феврале 1827 года членом Благородного собрания стал А. С. Пушкин.

В 1903 году здание было перестроено по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. Был надстроен третий этаж, изменены фасады – на смену ионическим колонам портиков пришли коринфские. Практически неизменным остался только Колонный зал – без сомнения одно из лучших творений Казакова.

После революции здание передали профсоюзам. Отсюда его новое советское название: Дом Союзов. На различных съездах, конференциях и заседаниях здесь неоднократно выступал В. И. Ленин. В январе 1924 года здесь же стоял и гроб с его телом. И в дальнейшем, по сложившейся традиции, советский народ прощался со своими ушедшими лидерами в Колонном зале Дома Союзов. Помимо многочисленных общественных съездов и заседаний в бывшем Доме Благородного собрания проходили политические процессы 1930-х годов, проводились шахматные турниры, устраивались праздничные концерты и детские новогодние елки.

В наши дни здесь также проводятся различные общественные и культурные мероприятия.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Разумовского

Усадьба Разумовского

Б. Никитская ул., д. 9/15, стр. 1

В XVIII в. Большая Никитская улица была одной из самых представительных улиц Москвы, застроенной дворцами вельможной знати. Многие из них сохранились до наших дней, но далеко не все из них сохранили свой первоначальный облик.

(Нет голосов)
Дома
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

3.44
Дома
Гостиный двор

Гостиный двор

ул. Ильинка, д. 4

Гигантский четырехугольник, опоясанный аркадой, возвышался над невысокой застройкой Китай-города.

3.3
Дома
Биржа

Биржа

Ул. Ильинка, д. 6, стр. 1

Построенное в XIX веке частично на средства императора Николая I, здание сейчас принадлежит Торгово-промышленной палате

3.25
Дома
Торговый дом Аршинова

Торговый дом Аршинова

Старопанский переулок, д. 5

Один из ранних образцов московского модерна. И самое первое офисное здание в этом стиле.

3.37
Дома
Доходный дом князей Голицыных

Доходный дом князей Голицыных

Черкасский Б. пер., д. 9

Здание ЦИК когда-то приносило немалые доходы своему владельцу — князю Голицыну.

5
Дома
Торговый дом Московского купеческого общества

Торговый дом Московского купеческого общества

Малый Черкасский пер., дом 2

Одно из лучших конторских зданий, построенных в стилистике рационального модерна, украшает площадь с 1911 года.

3
Музеи
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года.

Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998).

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых.

В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру.

В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы.

Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе.

В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой.

Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы.

Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы.

Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

(Нет голосов)
Памятники
Весть

Весть

Брюсов пер. (сквер напротив храма Воскресения Словущего)

Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом А.И. Шамшина

Доходный дом А.И. Шамшина

Ул. Знаменка, д. 8/13, стр. 1

Этот высокий доходный дом оформляет угол ул. Знаменки и Староваганьковского переулка

3.4