ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты Тверского подворья

улица Кузнецкий Мост, д. 17, стр. 2
3.75
В 1770-е в одной из квартир жила семья Франца Морелли — учителя танцев Московского Университета, ставшего впоследствии балетмейстером Большого Петровского театра.
  • Палаты Тверского подворья
+ -

Современное владение № 17 с XVII в. принадлежало Тверскому подворью — здесь находилась резиденция тверских архиереев. Уже в «Переписи московских дворов» 1620 г. можно найти упоминание о том, что подле «Рождественской» на улице, соответствующей современному Кузнецкому мосту, располагается двор тверского «архиепископа Пафнутия». Тогда же, в XVII в., на участке Тверского подворья были построены каменные, прямоугольные в плане, палаты. В конце столетия к северо-западному углу здания был пристроен дополнительный двухэтажный каменный объем со сводами. Вероятно, в это же время была возведена и каменная церковь Святого Арсения, епископа Тверского, разобранная около 1770 г.

Со временем территория подворья застраивалась, в том числе, и каменными зданиями с торговыми лавками на первых этажах по красной линии Кузнецкого моста. В результате старинные палаты оказались во дворе образовавшегося квартала. В 1830-е гг. палаты были полностью перестроены в соответствии с новой архитектурной модой, с фасадов был срублен декор, выполненный из профильного большемерного кирпича.

Часть строений подворья сдавалась в аренду. Здесь находились жилые помещения и магазины. В 1770-е в одной из квартир жила семья Франца Морелли — учителя танцев Московского Университета, ставшего впоследствии балетмейстером Большого Петровского театра М. Медокса.

В 1810–1820 гг. здесь располагалась мастерская известного скульптора Сантина Кампиони по производству мраморных и бронзовых художественных скульптур. Имя скульптора хорошо известно в Москве. Его работы украшают многие замечательные здания столицы: дом Благородного собрания на Охотном Ряду (в советские годы — Дом Союзов), дом графа Разумовского на Гороховом поле, Голицынскую (ныне — Первую Градскую) больницу, дворцы Останкина и Архангельского.

Уже в наши дни, в 1996 г., большая часть строений Тверского подворья, в том числе, и выходящих на улицу Кузнецкий мост, была снесена, и на их месте был возведен офисно-торговый комплекс.

Из всего ансамбля сохранились только палаты XVII в. Тогда же была проведена их научная реставрация с воссозданием декоративного убранства фасадов. Здание находится на государственной охране и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Территории
Славянская площадь

Славянская площадь

Входит в непрерывную цепочку площадей, окружающих Китай-город.

(Нет голосов)
Дома
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

(Нет голосов)
Музеи
Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»

Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»

Новый Манеж знаменовал собой начало новой эпохи в жизни столицы – эпохи электричества. Многие помнят фразу Ленина о том, что «коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Однако на деле об электрификации как основе всеобщего благоденствия стали думать задолго до вождя пролетариата. В 1888 году по заказу Городской думы архитектор Владимир Шер выстроил 1-ю городскую электрическую станцию. Постройка была выдержана в стиле историзма, с вариациями на тему древнерусского зодчества. Так нарочитая архаика стала сосуществовать с достижениями хай-тек.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Дома
Малый Манеж

Малый Манеж

Георгиевский пер., д. 3

Известный выставочный зал, успевший побывать электростанцией, гаражом, офисом продаж «Фиат», автопарком, авторемонтной мастерской. Здесь впервые был продемонстрирован «беспроволочный телеграф» А.С. Попова.

5
Дома
Доходный дом в Армянском переулке

Доходный дом в Армянском переулке

Армянский пер., д. 1/8, стр. 1

В 1908-11 годах одну из квартир в доме снимал известный философ Николай Александрович Бердяев.

3.09
Территории
Улица Петровка

Улица Петровка

В 1920-1940-е годы улица лишилась целого ряда выдающихся построек.

(Нет голосов)
Музеи
Московский музей народной графики

Московский музей народной графики

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.    
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.  
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.  
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

Краткое описание коллекции музея  
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.  
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

(Нет голосов)
Территории
Улица Маросейка

Улица Маросейка

С 1954 по 1990 год улица носила имя гетмана Богдана Хмельницкого.

(Нет голосов)
Территории
Петровский бульвар

Петровский бульвар

Первоначально этот бульвар был березовым.

(Нет голосов)
Личности
Яшин

Яшин

3.66
Дома
Усадьба Лазаревых

Усадьба Лазаревых

Армянский пер., 2 с2

Армянский переулок не просто так носит свое название. Есть сведения, что армяне селились в этом районе уже с XVI века

3.76
Дома
Усадьба Г.А. Кирьякова

Усадьба Г.А. Кирьякова

Ул. Петровка, д. 23/10, стр. 7

В августе 1892 года здесь открылась первая в Москве зубоврачебная школа.

5