ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты в Шубине

Тверская ул., д. 6, стр. 2
Объект культурного наследия регионального значения
3.35
Огромный сталинский дом скрывал в своих недрах роскошный дворец времен Алексея Михайловича Романова.
  • Ресторан Арагви
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Палаты в Шубине
+ -

Истинное чудо московского краеведения – древние палаты в Шубине, пока более известные как ресторан «Арагви». Огромный сталинский дом, один из парадных элементов безжалостного Генплана-35, скрывал в своих недрах роскошный дворец времен Алексея Михайловича Романова.

На самом деле специалисты знали о том, что восточное крыло дома № 6 по Тверской улице возведено с использованием стен гостиницы «Дрезден» (в недрах занимающего основную часть здания Главмосстроя сохраняется старорежимный вестибюль с атлантами). А гостиница, в свою очередь, построена на основе жилого дома XVIII века. Вот, собственно, и все, что было известно до 2004 года.

В 2004 году ресторан «Арагви», находящийся в этом доме, закрылся на ремонт. Архитектор, ведавший переоборудованием ресторана, обратил внимание на явную дремучесть белокаменных сводов подвала. Найти их можно следующим образом:вход в здание с Тверской площади, справа от Юрия Долгорукого. Почти квадратный в плане объем палат располагается внутри нынешнего здания (на расстоянии нескольких метров от выходящего на площадь фасада). Снаружи его можно увидеть, только заглянув с Тверской улицы в первую (от площади) подворотню дома № 6. Гладкая, пока еще оштукатуренная стена с тремя простыми окнами — это и есть палаты в Шубине, их первый этаж. А ниже уровня земли скрывается могучий подвал-подклет памятника. Удивительно основательные стены, тяжелые белокаменные своды, вековая древность, которую сразу чувствуют не только специалисты, но и люди, к архитектуре ни малейшего отношения не имеющие.

По справочной информации, палаты, составляющие основу дома № 6, были построены в приходе церкви Косьмы и Дамиана в Шубине, древней вотчине боярина Иакинфа Шубы, полководца князя Дмитрия Донского. Кто владел этим участком в XVII веке, пока неизвестно, но это человек, построивший себе настоящий дворец. В процессе натурных изысканий постепенно прояснились структура и долгая строительная история здания. В основе хитрого хоровода разновременных пристроек скрывается так называемая «сложная тройня», то есть сени с тремя залами по обе их стороны. Таким образом, обычные сени здесь превращаются в длинный коридор, разделенный на переднюю и заднюю половины. Наиболее известные постройки этого типа – палаты Симона Ушакова и Аверкия Кириллова — имеют только по две комнаты с каждой стороны. Часть стен подклетного, нижнего, яруса выложена из белого камня. Вскоре после постройки помещения этого этажа были углублены вниз, очевидно, для создания ледников, и устроена широкая каменная лестница (не сохранилась).

Верхний, парадный этаж сложен из большемерного кирпича, клейменного орлами и единорогами (именно они позволяют датировать памятник серединой XVII века). Половина помещений этажа сохранила высокие своды с распалубками, обнаружены остатки богатых кирпичных обрамлений окон и порталов, в том числе и в интерьере палат. В закладках старых проемов было много тесаного фигурного кирпича, оставшегося от разобранных частей здания.

В стенах «тронного зала» множество ниш-печур (небольшие ниши на внутренней поверхности стены, игравшие роль встроенного шкафчика для хранения мелкой утвари), включая одну горизонтальную, богато оформленную, словно устроенную для хранения какой-то отдельной реликвии. Вдоль оконных откосов тянутся валики кирпичных обрамлений — для XVII века большая роскошь. В центре свода — розетка, выложенная рядами концентрических окружностей. На восточной и северной стенах палаты обнаружены два богатых портала. Один из них образован квадратными ширинками, внутри находятся резные вставки — кресты и восьмиконечная звезда. Над верхними ширинками проходит ряд арочных нишек, в них живописные ромашки (пока неизвестно, каков был их первоначальный цвет, но сейчас они выглядят черными). В прямоугольном поле вокруг арки проема также живопись: растительный орнамент простого рисунка. Не Васнецов и не Билибин, а живая история: желтые и зеленые дворовые лопухи. Подобные фрагменты живописного убранства жилого интерьера допетровского времени имеются в Потешном дворце, а среди слободских памятников Москвы это первая такая находка.

Со времени открытия палат прошло без малого тринадцать лет. И, к сожалению, большую часть времени велась абсолютно противозаконная реконструкция, уничтожавшая бесценные фрагменты средневекового декора. Сначала были уничтожены остатки росписи на своде и оконных откосах (уникальная, не исследованная до конца находка). Пострадал декор интерьера, уничтожены резные консоли, на которые опирались своды палаты, и многое другое. С 2005 года палаты как будто реставрировались, но при этом неуклонно теряли свою подлинность. И только в последние годы появились новые представители заказчика, которые не стали спорить с реставраторами и доверились их решению: согласились с необходимостью расчистки фасада и поняли, что сохранение древности в ее первозданном виде и есть основная задача. Автор проекта, архитектор Надежда Ивановна Даниленко, говорит: "Мы свою задачу определили просто: сохранить сохранившееся. Памятник был в таком запущенном состоянии, что основные силы ушли на решение технологических проблем, таких как сырость, биопоражение кладки. Мы исправили некоторые прежние ошибки, раскрыли наиболее интересные детали XVII века, но не добавили ничего нового. Всё ценное, что сохранялось к нашему приходу на объект, законсервировано до лучших времен". В итоге, памятник был спасен, а на конкурсе "Московская реставрация 2016" палаты получили сразу три награды.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Усадьба Луниных

Усадьба Луниных

Никитский бульвар, д. 12, стр. 3

Выдающийся образец русского московского ампира, спроектированный великим архитектором Доменико Жилярди.

3.56
Дома
Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв.  Заиконоспасский монастырь.

Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв. Заиконоспасский монастырь.

Никольская ул., д. 7-9, стр. 1, 2-5, 3

Комплекс Заиконоспасского монастыря – Славяно-греко-латинская академия на ул. Никольской в Китай-городе – один из наиболее значительных памятников не только архитектуры, но русской культуры в целом, поскольку более века в этом комплексе располагалась первая русская учебная академия (особое значение

(Нет голосов)
Дома
Малый театр

Малый театр

Театральный пр., дом 1

Государственный академический Малый театр – старейший русский драматический театр в Москве.

3.3
Дома
Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Тверской б-р, д 12

Сейчас сложно найти границу между 12 и 10 домом, а в начале XIX века это были два разных владения.

3.3
Дома
Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Тверская ул., д. 23, стр. 1

Любопытное в архитектурном отношении здание Театра им. К.С.Станиславского (улица Тверская, д. 23) – один из очень романтичных памятников московской старины, история которого согласно московским преданиям тянется достаточно издалека

(Нет голосов)
Дома
Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский монастырь

Никольская ул., д. 7/9, стр. 4

Колыбель российского высшего образования – как духовного, так и светского.

3.51
Дома
Особняк Сергеевой - Коншина

Особняк Сергеевой - Коншина

Калашный пер., д. 12

Воспитанников педагога, снимавшего этот дом, в шутку называли «зверятами»

5
Дома
Доходный дом В. И. Фирсановой

Доходный дом В. И. Фирсановой

Неглинная, д. 14, стр. 1, 2

В 1902 г. А. Чехов со своей женой О. Книппер снимал здесь квартиру окнами в Звонарский переулок.

3.78
Дома
Доходный дом с магазинами Московского купеческого общества

Доходный дом с магазинами Московского купеческого общества

Ул. Неглинная, д. 8/10

Строительство дома было отмечено одной из самых серьезных техногенных катастроф XIX века в Москве.

3.33
Дома
Жилой дом на Неглинной

Жилой дом на Неглинной

Ул. Неглинная, д. 10

В 1826 г. в этом доме открылся знаменитый впоследствии ресторан «Яр».

2.95
Дома
Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Воротниковский пер., д. 7, корп. 1, 2, 3, 4

Здесь в 1927-1950-х гг. жили и работали артисты Малого театра Рыжов, Головин, Рафаилов, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова.
В корпусе №3 в 1920-1930-х гг. помещалась оперная студия К.С. Станиславского, в 1920 1940-х гг.- Центральный дом работниковискусств

(Нет голосов)
Дома
Церковь Иоанна Богослова, 1652-1665 гг.

Церковь Иоанна Богослова, 1652-1665 гг.

Богословский пер., д. 4, стр. 2

Церковь Иоанна Богослова – памятник архитектуры. Образец храма-ансамбля, сочетающего объемы середины XVII, конца XVII и середины XVIII в. Сохраняет роль организованного центра и архитектурной доминанты квартала. Участвует в панораме Тверского бульвара.

(Нет голосов)