ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба Баевых

(Нет голосов)
К концу XIX столетия владение на месте современного дома 52 на 1-й Мещанской улице перешло купеческому семейству Баевых.
+ -

После пожара 1812 г. деревянная застройка на Большой (Первой) Мещанской улице постепенно сменяется каменными, преимущественно двухэтажными домами. По соседству с обширной усадьбой Ф. Ф. Набилкова между Протопоповским и Капельским переулками на месте современного дома 52 располагался ампирный особняк, принадлежавший в 1816 г. московскому купцу В. И. Ерофееву. За домом находились дворовые постройки и сад. Позже вдова Ерофеева выстроила по боковым границам участка два флигеля.
В 1867 г., когда усадьба числилась за потомственной почетной гражданкой А. И. Епишкиной, фасады главного дома были переделаны архитектором В. Штромом в формах эклектики.
К концу XIX столетия владение перешло купеческому семейству Баевых. В 1893 г. Иван Денисович ‒ старший, Козьма Денисович и Иван Денисович ‒ младший учредили фирму «Иван Денисович Баев ‒ старший с братьями» по продаже готовой обуви. Торговый дом и контора располагались на Маросейке. Глава семьи И. Д. Баев, купец первой гильдии, выборный московского купеческого сословия, храмоздатель, много жертвовал на благотворительность и состоял попечителем богоугодных заведений не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и даже в Сибири.
Во владении на 1-й Мещанской обитал большой клан Баевых. Особенной многочисленностью отличалось семейство Козьмы Денисовича, который проживал в доме с детьми и внуками. К. Д. Баев после смерти старшего брата возглавил торговый дом. С 1901 г. он был гласным Московской городской думы, как и брат, состоял попечителем в различных благотворительных обществах.
Ввиду постоянно расширяющегося семейства Баевы разворачивают активное строительство. В 1896 г. по проекту В. И. Чагина на свободном участке владения по красной линии 1-й Мещанской улицы ими был выстроен двухэтажный особняк с антресолями в эклектичном стиле (стр. 1). Новое здание соединялось с главным домом переходом с зимним садом в уровне второго этажа. Главным выразительным элементом фасада являлся асимметрично расположенный эркер с кронштейнами в виде волют. Нижний этаж был отделан глубоким ленточным рустом, а между этажами протянут фриз с меандровым орнаментом. Сегодня особняк занимает посольство Замбии.
В 1910 г. наследники усадьбы Иван Денисович – младший и трое сыновей Козьмы Денисовича обращаются к архитектору И. С. Кузнецову. С Кузнецовым Баевых связывало многолетнее сотрудничество, за время которого были выстроены: торгово-складской корпус в Большом Златоустинском переулке, Дом призрения в Ермаковском переулке (ныне ‒ ул. Короленко) и доходные дома в Трубниковском и Капельском переулках.
На 1-й Мещанской улице по проекту И. С. Кузнецова был возведен трехэтажный дом в стиле неоклассицизм с длинным крылом вдоль боковой границы владения (стр. 3) и комплексом служб во дворе. Вход был оформлен ордерной композицией, а фасад украшен рельефным фризом на античный сюжет. В квартиры вела парадная лестница с чугунным ажурным ограждением. На каждом этаже здания располагалось по одной многокомнатной квартире. В квартирах имелись водопровод и канализация. Интерьеры дома были оформлены в разных исторических стилях и отличались изысканным скульптурным и живописным декором. В 1914 г. третий этаж дома был отведен под лазарет на 50 кроватей. Надворные постройки включали кладовые, конюшню, кучерскую, каретный сарай, прачечную, сушильню и прочие хозяйственные службы.
В 1950-е гг. трехэтажное здание было надстроено двумя этажами, и в процессе надстройки оставшиеся элементы интерьеров третьего этажа были полностью утрачены.
В истории усадьбы был еще один значительный эпизод. В 1929 г. из Ленинграда возглавить 3-ю архитектурную мастерскую Моссовета приехал выдающийся архитектор И. А. Фомин, один из авторов проектов дома общества «Динамо» на Лубянке, «дома-паровоза» на Красных Воротах и одноименной станции метро. Во дворе усадьбы Баевых находился одноэтажный корпус, возведенный по проекту И. С. Кузнецова (стр. 4). Фомину для организации мастерской и проживания было предложено надстроить второй этаж, что и было сделано. В квартире 43 была устроена мастерская и три жилые комнаты, в которых расположилась семья Фомина. Остальные квартиры заняли сотрудники мастерской.
После смерти Фомина в 1936 г. в знак признания его заслуг квартиру оставили за семьей архитектора. Здесь работала его дочь – известный художник-график Ираида Фомина, а затем его внучка – художник-монументалист Александра Фомина. Сейчас здесь живут и работают его правнуки, тоже художники. В квартире-мастерской сохранились не только интерьеры, мебель, работы мастера, но и необыкновенная творческая атмосфера, привлекавшая несколько поколений художников и архитекторов.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Ул. Большая Спасская, д. 19а., стр. 1

Среди известных владельцев был славист, гофмейстер высочайшего двора, действительный статский советник, камергер Аполлон Александрович Майков

3.25
Дома
Здание Набилковской богадельни

Здание Набилковской богадельни

Протопоповский пер., д. 25, стр. 1

Может быть, вдохновившись примером своего бывшего барина, опекавшего Странноприимный дом, Набилковы тоже решили оставить о себе добрую память и создать благотворительное учреждение.

2.93
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4
Дома
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

2-й Крестовский пер., д. 17, стр.1

Намоленный храм, не закрывавшийся в советские годы и хранящий бесценные реликвии

3.23
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Дом Кирхгоф

Дом Кирхгоф

Мещанская улица, дом 1/17, стр.2

Многоэтажный доходный дом построен по проекту арх. Н.Ларионова в 1875 г.

3.44
Памятники
Памятник создателям первого спутника Земли

Памятник создателям первого спутника Земли

Рижская пл. (у входа на станцию м. «Рижская»)

Успешный запуск искусственного спутника Земли вошел в историю как первый шаг завоевания человечеством космического пространства.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Трифона в Напрудном

Церковь Трифона в Напрудном

Ул. Трифоновская, д. 38, стр. 1

Маленькая церковь словно потерялась в окружении многоэтажных зданий. Неудивительно, что местные жители называют её «часовней».

3.59
Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

3.3
Территории
Садовая-Сухаревская улица

Садовая-Сухаревская улица

«Восемь с половиной» впервые показали именно здесь.

(Нет голосов)
Территории
Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь

Некогда самая, пожалуй, шумная площадь.

(Нет голосов)
Дома
Детская больница св. Ольги

Детская больница св. Ольги

Орлово-Давыдовский пер., д. 2А

Детей, пришедших на прием, было принято кормить завтраками. Больные дети, наблюдавшиеся амбулаторно, получали бесплатные лекарства

3.59