ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба Лопухиных

3.52
История усадьбы уходит в XVII век, следы архитектуры которого можно увидеть на дворовом фасаде здания. Парадный же фасад был отреставрирован в классических формах, чтоб отдать дань богатой истории здания в XVIII веке.  
+ -

Усадьба Лопухиных

Малый Знаменский пер., 3/5

История этой уникальной усадьбы, расположенной в тихом уголке старой Москвы, документально прослеживается с 1689 года. После женитьбы на Евдокии Лопухиной Пётр I подарил владение неподалёку от Колымажного двора своему тестю - боярину Фёдору Авраамовичу. Тогда же здесь и были возведены большие каменные палаты в два этажа на подклете.

В 1718 году Лопухины попали в царскую немилость, палаты были конфискованы, и в них разместилась полотняная фабрика И. Тамеса. К этому времени относятся и первые переделки здания. Один из очевидцев даже удивлялся - мол, «никак не ожидал, чтобы хозяин фабрики мог устроить здесь такое заведение и привести его в столь цветущее состояние. Оно имеет 150 ткацких станков, за которыми работают почти исключительно одни русские и производят все, чего только можно требовать от полотняной фабрики».

Через десять лет, при Петре II, родовое гнездо возвращается к Лопухиным и они владеют усадьбой до 1763 года, когда хозяином старинных палат становится светлейший князь Г. Потёмкин. Интересно, что во времена Екатерины две усадьбы - голицынская (Волхонка, д.14/1) и Лопухиных, скорее всего, были одним владением. Во всяком случае, когда голицынский дворец преобразовывали в царский, Екатерина отдала указ соединить свою резиденцию с соседней теплым переходом. Во дворце Лопухиных в то время жила мать фаворита императрицы Григория Потемкина, и, по всей видимости, Екатерина хотела запросто общаться со своей (не так уж дальней) родственницей.

В начале XIX века, сменив нескольких владельцев, усадьба переходит к графине В. А. Протасовой. При ней к восточному фасаду главного дома был пристроен портик с колоннами, украшенный гербом Протасовых на фронтоне, сохранившийся до наших дней. Позже усадьбой владели представители известных дворянских фамилий Богословских, Бахметьевых, Оболенских и, наконец, в начале ХХ века хозяйкой стала фрейлина императрицы М. М. Петрово-Соловово. После 1917 года в дом въехал военный отдел ВЧК, который позже сменил Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. Затем здесь были устроены коммунальные квартиры, расселённые только в 1965 году, когда усадьбу передали Минтяжмашу СССР.

К 1970-м годам усадьба пришла в аварийное состояние - трещины на стенах главного дома, явившиеся следствием давней просадки фундамента, обломки ограды середины XVIII века… «Украшением» центрального партера перед главным фасадом являлось недостроенное здание городской трансформаторной подстанции. Вдобавок многочисленные внутренние перепланировки и утраты, уничтоженное оформление интерьеров. К этому времени относится первая фрагментарная реставрация главного дома по проекту, разработанному Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), под руководством архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. Но эта реставрация затронула лишь отдельные элементы фасадов и интерьеров главного дома. Несущие конструкции укреплены не были.

В 1993 году ответственность за судьбу памятника взял на себя Международный Центр Рерихов, добившись прав заказчика. Тогда и началась полномасштабная научная реставрация усадьбы. Усилиями Людмилы Васильевны Шапошниковой, по поручению Святослава Николаевича Рериха, был создан Центр-Музей им. Н. К. Рериха, который и разместился в стенах старинной усадьбы.

В 1995 году руководителем всех реставрационных и проектных работ стала Ирина Давыдовна Любимова. В результате был разработан оригинальный проект реставрации, учитывающий многогранность архитектуры главного дома усадьбы, сформированной стилями XVII, XVIII и XIX веков. Коллективу реставраторов удалось гармонично сочетать в воссоздании и фасадов, и интерьеров разные эпохи. Дворовый (западный) фасад главного дома восстановлен в целом на период XVII века, с частичным сохранением архитектурных элементов XVIII столетия. В 2006 году на сохранившихся белокаменных фундаментах со всей возможной достоверностью воссоздано двухъярусное Красное крыльцо. Парадный восточный фасад отреставрирован в классических формах с шестиколонным портиком коринфского ордера.

Усадьба Лопухиных включена в туристическую Программу Правительства Москвы «Венок русских усадеб».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Игорь Демин   29 января 13:01

    Центр-Музей имени Н.К. Рериха выселен из здания. Сейчас тут Музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока).

Интересное рядом
Дома
Доходный дом Я.М.Толстого

Доходный дом Я.М.Толстого

ул. Арбат, д. 29,

Доходный дом Толстого на Арбате - последняя в Москве гостиница, оформленная в стиле модерн.

3.3
Дома
Доходный дом

Доходный дом

улица Пречистенка, 24/1

«В начале каждый вечер пение, потом в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!»

3.66
Дома
Дом С. У. Соловьева

Дом С. У. Соловьева

М. Ржевский пер., дом 6

Знаменитый дом-«бестиарий» архитектора Соловьева, ставший, возможно, прототипом Дома Маргариты в романе М. Булгакова.

5
Территории
Улица Арбат

Улица Арбат

Несмотря на арабское название, улица стала символом Москвы, ее талисманом.

(Нет голосов)
Дома
Кутафья башня

Кутафья башня

Кремлевская стена

Название башня получила, как считают, от слова “кут”, что в разных толкованиях означает укрытие, угол, полуостров.

3.44
Дома
Центральная электрическая станция городского трамвая

Центральная электрическая станция городского трамвая

Болотная наб., д. 15, корп. 1

Трамвай в Москву пришел в самом конце XIX века. Тогда же решено было создать особое городское предприятие.

5
Дома
Оружейная башня

Оружейная башня

Кремлевская стена

В начале XVII века она имела проездные ворота к Конюшенному двору в Кремле. Отсюда ее древнее название.

(Нет голосов)
Дома
Боровицкая башня

Боровицкая башня

Кремлевская стена

Башня расположена на юго-западном склоне Боровицкого холма. Ее название, видимо, происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то эту часть холма.

3.44
Дома
Особняк М.Ф. Якунчиковой

Особняк М.Ф. Якунчиковой

Пречистенский пер., д. 10

Стилем английского модерна встречает нас этот особняк в переулке.

3.42
Дома
Дом русского летчика Б.И. Россинского

Дом русского летчика Б.И. Россинского

Малый Власьевский переулок, д. 4, стр. 1

3.25
Музеи
Центральный выставочный зал «Манеж»

Центральный выставочный зал «Манеж»

Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений).

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)