ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Жилой дом Е.А. Свечиной – С.Ф. Циммерман – С.П. Моргунова

(Нет голосов)
В 1902 году по проекту гражданского инженера А.С.Гребенщикова начинается кардинальная перестройка скромного ампирного дома на 1-й Мещанской улице, принадлежащего С.Ф.Циммерман, в представительный особняк в стиле модерн.
+ -

В начале XIX в. Мещанская слобода продолжает активно застраиваться дворянскими усадьбами. Дом под номером 27 (ныне д. 25) на 1-й Мещанской улице между Маслениковым и Серединским переулками в 1828 г. принадлежал дворянке Е. А. Свечиной. Каменное строение находилось в глубине двора, со стороны улицы был разбит сад.
В 1870-е гг. владение переходит к представительнице купеческого сословия Софье Федоровне Циммерман. Ее супруг ‒ купец 2-й гильдии родом из Ревеля Карл Фридрих Циммерман ‒ занимался шляпным делом. К этому времени усадебный дом представлял собой двухэтажный классический особняк с мезонином в пять окон с характерным для позднего классицизма лаконичным фасадом и анфиладной планировкой. На втором этаже был устроен балкон со спуском в сад.
В 1902 г. по проекту гражданского инженера А. С. Гребенщикова начинается кардинальная перестройка скромного ампирного дома в представительный особняк в стиле модерн. Был разобран мезонин. Для расширения здания были снесены восточная и прилегающие к ней стены, одновременно надстроена третьим этажом южная торцевая стена. С северной стороны была сделана большая трехэтажная пристройка с проездной аркой на задний двор.
Основу асимметричной композиции уличного фасада составляли три ризалита. Центральный выступ завершался красивым криволинейным фронтоном и чердачной надстройкой с аттиком. Лепные карнизы поддерживали изящные кронштейны. Между центральным и южным ризалитами располагалась двухэтажная часть дома.
Хотя дом был оснащен водяным отоплением, в комнатах были устроены печи и камины. Парадный вестибюль с мраморной лестницей и ажурным чугунным ограждением разместили в новой южной части постройки. Кроме вестибюля на первом этаже располагались прачечная, фотографическая комната, квартира служащих владельца и кухня. Второй этаж и антресоль были заняты квартирой владельца. На третьем находились гостевые комнаты и квартиры, сдававшиеся внаем.
В надворных строениях располагался склад мануфактурных товаров владельца, конюшня, гараж, погреба и сараи.
Вместе с перестройкой дома была возведена и ограда, к сожалению, впоследствии утраченная.
Когда в 1904 г. работы по перестройке завершились, усадьбу продали купеческой жене Ю. М. Николаевой. В следующем году ею уже владел Герман Шмидт, а после ‒ купец Сергей Петрович Моргунов, ставший ее последним хозяином. Моргунов разместил в картуше на центральном выступе вензель «М».
В 1925 г. особняк был передан Наркомату здравоохранения для устройства в нем туберкулезного диспансера, который и располагался здесь в течение 80 лет. В 1950-е гг. в связи с расширением и застройкой проспекта Мира усадьба лишилась палисадника и ограды, была снесена окружающая историческая застройка. Некоторые элементы декоративного убранства парадных залов и вестибюля были утрачены, заменены столярные заполнения и полы.
В 2000-е гг. дом занимали многочисленные арендаторы: банно-оздоровительный комплекс, медицинские учреждения, офисы и даже Музей восковых фигур. За это время прежде зеленые фасады дома были окрашены в голубой цвет. В здании периодически проводились стихийные ремонты, но полноценной реставрации не было с момента его постройки.
Сегодня дом передан в пользование учреждению культуры «Хор солистов» под руководством Михаила Турецкого.
Вскоре этот прекрасный образец московского особняка в стиле модерн ожидает реставрация. Сейчас здесь проводятся изыскательские и научно-проектные работы.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Троицкого подворья

Доходный дом Троицкого подворья

2-й Троицкий пер., д. 6

Не только в названии этого переулка сохранилось напоминание о Троицкой слободе.

3.23
Территории
Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь

Некогда самая, пожалуй, шумная площадь.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом Заводстроя

Жилой дом Заводстроя

Большая Сухаревская пл., 14

Этот дом интересен как пример изменения архитектурных вкусов в 1930-е годы - восьмиэтажный угловой жилой дом с выразительным декором на фасадах. Сначала он был выстроен в аскетичных формах, типичных для немецкого функционализма. В 1931 году первоначальный проект выполнил немецкий архитектор Ханс Реммеле, бежавший в СССР от нацистов, но позже арестованный. Достраивать дом поручили  Дмитрию Булгакову, молодому архитектору из мастерской Алексея Щусева, одного из соавторов каменного Мавзолея Ленина и административного здания Наркомзема.

3.33
Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

3.3
Дома
Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Ул. Большая Спасская, д. 19а., стр. 1

Среди известных владельцев был славист, гофмейстер высочайшего двора, действительный статский советник, камергер Аполлон Александрович Майков

3.25
Дома
Странноприимный дом

Странноприимный дом

Большая Сухаревская пл., д. 3, с.1

Странноприимный дом был задуман графом Николаем Петровичем Шереметевым в 1792 году, когда его возлюбленная, тогда еще крепостная актриса, Прасковья Жемчугова была жива и здорова. Он положил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу  на 50 человек для бесплатного лечения.

3.49
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4
Маршруты
По чеховским местам

По чеховским местам

"Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич", - писал Антон Павлович Чехов. Свыше 70 мест в этом городе так или иначе связаны с писателем. На этой прогулке мы посмотрим лишь часть из них.

3.14
Территории
Садовая-Сухаревская улица

Садовая-Сухаревская улица

«Восемь с половиной» впервые показали именно здесь.

(Нет голосов)
Дома
Здание Набилковской богадельни

Здание Набилковской богадельни

Протопоповский пер., д. 25, стр. 1

Может быть, вдохновившись примером своего бывшего барина, опекавшего Странноприимный дом, Набилковы тоже решили оставить о себе добрую память и создать благотворительное учреждение.

2.93
Дома
Детская больница св. Ольги

Детская больница св. Ольги

Орлово-Давыдовский пер., д. 2А

Детей, пришедших на прием, было принято кормить завтраками. Больные дети, наблюдавшиеся амбулаторно, получали бесплатные лекарства

3.59