ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

С. Т. Конёнков

3.44
Конёнков
Конёнков Сергей Тимофеевич (28 июня (10 июля) 1874г. – 9 декабря 1971г, Российская империя, Смоленская губерния, Ельнинский уезд, деревня Караковичи) -  скульптор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР.
Родился в крестьянской семье в деревне Верхние Караковичи Смоленской губернии. Поразительная работоспособность скульптора, творческого наследия которого с избытком хватило бы на несколько биографий иных мастеров, - эта работоспособность коренилась в трудовых навыках, приобретённых в детстве. Они прочно сплелись у него с представлениями о смысле жизни и предназначении человека.
Чувство красоты, поэтический мир художника также были связаны с впечатлениями, переживаниями детства, которые Сергей испытывал, вступая в повседневное общение с природой родного края. Леса, поля и реки были для него не просто будничной обстановкой, но живым, изменчивым, словно бы одушевлённым началом. Недаром в сказках, преданиях и легендах, которых Конёнков в детстве наслушался множество, силы природы зачастую выступали как герои, наделённые человеческими чертами. Сам Конёнков признавался: «Фантастический мир был для меня очень реальным. Казалось, что на согнутом суку берёзы раскачивается русалка и её длинные волосы касаются самой земли. Мог ли я думать тогда, что в этом мире сказки уже зарождались многие будущие мои произведения … Среднерусская родная природа была моим первым учителем» 

На всю жизнь Конёнкову запомнились и черты бытового уклада русского крестьянства, в котором сочетались крестьянские заповеди и отголоски языческих преданий, составляя причудливое единство. Позже это отразилось во многих работах скульптора («Старичок –полевичок», «Стрибог», 1910) . Научившись ещё в детстве игре на музыкальных инструментах, Конёнков через всю свою жизнь пронёс душевную страсть к музыке, она была излюбленной темой его творчества.

В 1892-1896 гг. Конёнков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были И.С.Иванов и С.М. Волнухин. В 1902 г. он закончил Академию художеств. В начале XX века мастерская скульптора располагалась на мансарде Доходного дома А. К.Ечкина. Скульптор принимал участие в украшении рельефными клеймами фасада Покровского собора Марфо-Мариинской обители, изображающие Распятье и Небесный Иерусалим.

В дореволюционных работах Конёнкова заметны модернистские тенденции, в частности мотивы человека в стихии, стихии истории и природы. Художником ярко передано ощущение грядущей революции («Самсон, разрывающий узы», глина, 1902). Особый колорит художественного мышления мастера проявился в произведениях из дерева, разного рода «лесных мотивах». 

Конёнков зарекомендовал себя как выдающийся мастер портрета («Сказительница М.Д.Кривополенова»,1915).

Революция 1917 г. вызвала неоднозначную оценку скульптора. Его работы этого периода, созданные по плану монументальной пропаганды, далеки от официоза (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и богатство народов», цемент, 1918; группа «Степан Разин со своей ватагой», дерево, 1918-1919). Конёнков воспринимал революционные перемены в стране как глубокую трагедию народа.

В 1924-1945 гг. скульптор жил и работал в США. Несмотря на обилие портретных заказов, в Америке ему не удалось достичь значительного успеха. Интерес представляет созданный им цикл символических рисунков, в которых художник пытался предугадать и запечатлеть судьбу человечества.

В 1945 г. Конёнков вернулся в СССР, где создал ряд парадных композиций (например, скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, 1953-1954). С.Т. Конёнков является автором памятника В.Ф.Снегиреву, стоящего у главного входа Акушерской клиники им. Снегирева в Москве. 

Официальная власть всячески поддерживала художника, однако это не изменило весьма сложного отношения мастера к советской власти, равно как и его философских и мировоззренческих взглядов. К столетнему юбилею С.Т. Конёнкова в Москве в «Доме под юбкой», где жил скульптор был открыт его музей.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
1

"Дом под юбкой"

Тверская ул., д. 17

До 1958 года на угловой башенке этого дома стояла балерина, отчего и получилось название "Дом под юбкой".

3.85
2

Марфо-Мариинская обитель

Большая Ордынка, д. 34, стр. 2 – 7, 11 – 13, д. 36, стр. 1

Молодая обитель с великой историей, основанная княгиней и прославленной святой Елисаветой Федоровной.

3.85
3

Акушерская клиника

ул. Еланского, д.2, стр. 1

В 1937-39 гг. здание перестроили по проекту А.В. Барулина, и его центральный вход украсил величественный шестиколонный портик.

3.74